Киров, Октябрьский проспект 120, каб. 508
Работаем в Москве

Можно ли вернуть деньги за авиабилеты

25 августа 2023, 14:31

На практике можно рассчитывать даже на возврат средств, которые вы потратили, купив невозвратные билеты. Для этого нужно, чтобы отказ от полета оказался вынужденным решением. При этом суды достаточно широко трактуют те доказательства, которые под-твердят вашу болезнь, из-за которой планы на перелет пришлось пересмотреть. Правда, по правилам, которые заработали в пандемийное время, пассажирам теперь сложно быст-ро получить обратно сумму, израсходованную на приобретение возвратных билетов. Ждать придется три года.

Основные правила возврата

Сейчас авиабилеты делятся на две категории: возвратные и невозвратные. Такую града-цию власти ввели девять лет назад. Первые можно вернуть авиаперевозчику без объяснения причин. Если хотите получить назад их полную стоимость, то о поменявшихся пла-нах нужно известить авиакомпанию за 24 часа до начала регистрации на рейс. Если попросите вернуть деньги уже после окончания регистрации, авиакомпания вправе ничего не выплачивать.

При этом пассажир может сообщить про отказ от полета любым удобным для него способом. Так в деле № 2-6505/2019 суд признал законным вариант, который использовала пассажирка. Она позвонила на горячую линию Utair и сказала дежурному оператору, что вынуждена сдать билеты из-за болезни своего ребенка. Представители авиакомпании наста-ивали, что пассажиру нужно написать официальное обращение через форму на сайте. Суд с этим подходом не согласился, обязав ответчика выплатить пассажиру всю стоимость билета плюс потребительский штраф. Аналогичную позицию занял и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в другом подобном деле (№ 88-22514/2022).

Деньги за невозвратные билеты получить сложнее. Это возможно лишь в том случае, если возврат будет вынужденным.

Когда возврат считается вынужденным
1) Рейс отменили или сильно задержали (существенность задержки определяется внутренними правилами авиакомпании).
2) Поменялся маршрут перелета.
3) Пассажиру не досталось место в салоне самолета из-за овербукинга (билетов продали больше, чем кресел в салоне).
4) Пассажира задержали на досмотре, хотя ничего запрещенного у него не нашли.
5) Умер член семьи или близкий родственник пассажира.
6) Заболел пассажир или член его семьи/близкий родственник, с которым они должны были вместе лететь.
7) Отмена стыковки, если рейс был с пересадкой.
Источник: п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса

Судебный подход
На практике суды стараются расширительно толковать причины и доказательства, подтверждающий вынужденный возврат билетов. Так, Третий кассационный суд общей юрисдикции указал, что результаты врачебного консультативного заключения с рекомендацией не летать на длительные расстояния тоже можно признать документом, подтверждающим болезнь пассажира (дело № 88-20959/2022).

Есть шанс вернуть невозвратный билет и в том случае, если из-за неполадок сайта авиакомпании вы купили его не на нужную дату. Причем доказать отсутствие системного сбоя в работе портала должен именно продавец. Именно так постановил распределять бремя доказывания в подобных случаях Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (дело № 88-10841/2023)

Определенные коррективы в правила возврата билетов внесла пандемия. Верховный суд признал законными введённые Кабмином положения, которые усложняют возврат денег за авиабилеты и путёвки (дело № АКПИ20-488). Согласно тогдашним нововведениям, срок возврата денег за билеты, которые приобрели до 1 мая 2020 года, увеличили до трёх лет с начислением процентов по ключевой ставке. В этот период клиенты также вправе потратить эту сумму на другой перелёт от той же авиакомпании.

А в недавнем решении ВС пришел к выводу, что те правительственные ограничения распространяются даже на возвратные билеты вне зависимости от выполнения или невыполнения рейса и причин отказа от перевозки. В деле № 53-КГ23-6-К8 покупатели не смогли попасть на рейс по семейным обстоятельствам в июне 2020 года, и теперь только этим летом вправе рассчитывать на возврат суммы, уплаченной за те билеты. То, есть спустя три года.

Так или иначе, если вы хотите попытаться вернуть деньги за авиабилеты, а авиакомпания отказывается это делать добровольно, то напишите досудебную претензию. Этот документ надо будет отправить продавцу через Почту России не позже шести месяцев после перелёта. Если ответа на нее не поступит, то обращайтесь с иском в суд.
***
PS. Если еще остались вопросы, то Вам всего лишь надо позвонить нам по телефону:
+7 922 668 4606 или написать сообщение в группе:
https://vk.com/kodeks1999 и записаться на 30-минутную консультацию.

Консультация возможна и в он-лайн режиме.

Вступайте в нашу группу - https://vk.com/kodeks1999 - и первым получайте море полезной информации, а также участвуйте в конкурсах и викторинах.

Оставить заявку

Нажимая кнопку отправки, вы даёте согласие на обработку персональных данных